Обесценивание
открыть какой-нибудь остров, зверушку или бациллу".
"И что же вам помешало?" "Наука мне не под силу.
И потом -- тити-мити". "Простите?" "Э-э... презренный металл".
Это отрывок из горячо любимой мною поэмы "Новый Жюль Верн" Иосифа Бродского.
Знаете, какое качество "среднего русского человека" мне тяжелее всего терпеть? Склонность к обесцениванию. Это у меня ещё с детства осталось.
Я терпеть не мог детского сада. Я любил рисовать. Но рисовал в детском саду я только в тихий час под одеялом. Потому что иначе меня обступал десяток не способных к рисованию мальчиков и девочек. Все они критиковали мои рисунки. И в конечном итоге им удавалось донести до меня ту мысль, что лучше бы я вообще не рисовал.
Для того, чтобы делать, мыслить, создавать что-то яркое, нужно гореть этим делом. Нужно увлекаться тем, что у тебя получается. Именно это увлечение и убивают "дефолтные русские люди".
Помнится, как я показал отцу своё раннее стихотворение и он начал свою "рецензию" со слов "ну не Пушкин конечно". Больше я ему своих стихов конечно же не показывал. Папа потом сильно переживал о том, что мы с ним вдруг отдалились... Почему же так получилось? Тайна, сцуко, за семью печатями.
Потом нечто подобное повторялось в моей жизни буквально постоянно. Люди очень часто не понимали того о чём я говорю или что я пытаюсь показать другим путём. Но признать своего непонимания они не могли. Чтобы не чувствовать себя униженными непонятным, они унижали это непонятное. Обесценивали его.
Способов обесценить творческий продукт великое множество.
Можно ущучить его в несоответствии каким-то случайным правилам. "Горизонт завален", "нереалистичные цвета", "глагольные рифмы", "эпигонство", "обозная романтика"...
Можно сказать обобщённое "вот если бы Пушкин". Я тысячу раз слышал что-то наподобие "я читал Декарта и Канта - они подлинно великие, а ваши модные Метцингеры - я и не знаю, кто такие".
Вообще расплющить созидателя не относящимися к делу авторитетами - один из самых популярных методов обесценивания.
Есть также аргумент в пользу обесценивания "от практичности". Я помню, как заговорил однажды о чём-то мне любопытном в присутствии одного простеца. Видно было, что простец не понимает, того, о чём я говорю. Но я говорил не с ним, а с другим собеседником. Униженный простец сказал "я бы перешел к более прагматичному вопросу" или что-то типа того.
Тут я честно говоря вспылил. Я повернулся к простецу и сказал: "Прагматик, блядь, хуев. Ты в пятьдесят лет машину водить не научился. Живешь на пять сотен баксов в месяц. Не умеешь пользоваться стиралкой и микроволновкой. Ты работаешь подставкой под фотокамеру. И ты меня, сука, обвиняешь в недостатке прагматизма?".
На самом деле приёмов для обесценивания в русской культуре великое множество. Думаю, что это изобилие связано с недостаточной распространенностью в России культуры smalltalk. В развитых странах игнорирование "умников" при помощи smalltalk уже давно вытеснило все остальные способы обесценивания.
В общем перечислять все способы обесценивания характерные для русской культуры можно очень долго. Остановлюсь ещё только на двух.
Обесценивание от "не интересно"
Я как-то общался с молодым человеком, проявлявшим некоторые дарования в области IT. Я сказал ему, что если он хочет научиться кодить, я могу ему с этим помочь. Он ответил, что связать свою жизнь с Python и JS ему не кажется самым увлекательным её применением.
Когда юнец ушел, я сказал приятелю, присутствовавшему при разговоре "ишь чего", имея ввиду реакцию юноши. Мой приятель ответил: "Ты просто не смог его заинтересовать".
Я тогда промолчал и подумал. Сука, я в детстве платил за книжки по двести советских рублей, заработанных фарцовкой. И никто меня при этом не "заинтересовывал". Я выгрызал знания и навыки зубами. Этим же уродцам несёшь в ложечке, а они воротят поросячие рыла.
Обесценивание от "не выпячивай себя"
Как то мы сидели в кафе с одним видным деятелем запрещенного в России ЛГБТ движения. Компания была небольшой, и вполне продвинутой. Я сел на какого-то своего околонаучного конька. Я что-то такое минут десять с увлечением рассказывал. Сделал паузу. И в эту паузу просунулся ЛГБТ лидер.
- Вадим, сказал он, зачем ты говоришь в обществе обо всех этих сложных вещах? Я думаю, что ты просто хочешь выглядеть умнее других. Ты самоутверждаешься за наш счёт.
_________________________________
Иногда мне хочется просто раз и навсегда замолчать. Просто чтобы не доставать всех этих "прагматиков", "ценителей интересного", "компанейских ребят", "соблюдателей правил" и "любителей Пушкина". Я часто всерьёз думаю о том, чтобы переехать куда-нибудь в глубины дождевого леса или на малый остров в Бенгальском Заливе. Туда где никто не будет обесценивать.
Да придётся терпеть мучительное одиночество. Но я и сейчас его терплю. Сейчас я терплю неудобства связанные с одиночеством и неудобства создаваемые обществом. А там я буду страдать от одного только одиночества. Может и полегче станет.
________________________________
Почему у меня нет детей? Да вот поэтому. У меня просто не хватило бессовестности обречь ещё одного человека на всё вот это вот дерьмо.
Содержание текста
-
О понимание
иллюзия разумного присутствия
Абсолютный Субъект
Майкл Грациан "Наука Сознания. Современная теория когнитивного опыта"
Инфантильность, предприимчивость и выученная беспомощность
Неконтролируемая меметика
На смерть Бруно Латура
Инфляция лояльности
Лечение русских запахом пота
О тайном и явном
Труп Порутчика Ржевского
Индуцированное беспамятство
О “честном бизнесе”
Две причины
Пещера Платона
Пещера Платона (диалог)
Массаракш
Дети кукурузы и порог Данбара
My crowded room
О снах
О важности “порога сознания”
Дурак и небинарность
О безначальности
Кодекс и чувство
Первая асимметрия или Галактика в Поясе Ориона
Кто виноват?
О павианах
Неудержимый агент
Ванильная лоботомия
Психологи и энергия
Кесарь и демократия
Детерминирована ли вселенная?
Бедный Бог
Скромность vs самоуничижение
Колодец и маятник
Интеллект и страсть к удовольствиям
Порно-патриотизм
Лояльность и каннибализм
У Лукоморья
Гиря говномера
Архитектура и ризом
Про QIWI
Програмное заявление
Диалог двух отшельников
О брезгливости
Почему мы затворники?
Сахарофобия
Нищета и разделение труда
Оплеуха Картезию
7 смертных грехов
Два триггера
О художественности русского лоялизма
На смерть пианиста
Что случилось вчера на рынке?
Пантеизм и панпсихизм. Письмо Олегу Пащенко
Метафизика и смутная поебень
Нездоровая ситуация
Что такое эта ваша Камала Харрис?
Что не так?
Один в поле
Безальтернативные установки
Трудная проблема
Время интеграторов
О “настоящем” творчестве и “творческих союзах”
Луддизм и Labubu
Хорошие мальчики
Патриот
Автоматизм
Нам пора, а вы умрёте
О выборе метода
О страдании в отпуске
О стабильности
Снова о грибах
Две твердыни
Обесценивание