Оплеуха Картезию
(Короткий платонический диалог из комментов, в котором я сравнительно агрессивно высказываю свою точку зрения на "условность языка" и картезианскую дуалистичность, разделяющую физическое и ещё какое-то)
ВК: Когда я слышу прекрасную тайскую пословицу "плывущая по течению рыба достигнет моря" мне всегда хочется добавить "и сдохнет в солёной воде".
Впрочем и "живую рыбу, плывущую против течения" из европейского аналога этой метафоры в конце ожидает мало хорошего.
Ну доберется такая "живая рыба" до истоков реки. Там река будет узкой и мелкой. И рыбу сожрет какая-нибудь снулая цапля.
Есть неплохой вариант. Плыть против течения, но ровненько с его скоростью.
Не страшны дурные вести,
Начинаем бег на месте.
АТ: Моя любимая японская пословица:
Если рыба захочет, вода уступит.
ВК: Изречение в струе проповеди силы чистого духа и отрицания арифметики, которую я от тебя прошлый раз услышал. К слову я был реально впечатлен. Не каждый день слышишь такое...
Но в этой пословице очевиден и симпатичный сексуальный подтекст...
АТ: Я не отрицал арифметику. Я лишь сомневаюсь в том, что какой бы то ни было язык, описывающий природу (а числа, математика - это язык), существует объективно, вне человеческого сознания.
Тебе же не придет в голову утверждать, что русский язык существует объективно, заложен в материальной природе мира?
ВК: Разумеется любой язык существует объективно, поскольку объективно существует его носитель. Существуют физические структуры мозга, обслуживающие язык. В них происходят объективные физические процессы. Всё это сложная механика возникшая из потребности объективно существующих организмов в коммуникации.
Помимо этого язык, что называется "виден многим". Он никак не субъективен. Его смысл в том, чтобы добавлять в человеческий взгляд на мир объективности, коммуницируя с носителями других взглядов.
Если бы язык был субъективен, в нём не было бы смысла.
Есть только один мир. Объективно существующий. И частью этого мира являются любые языки. От языка ДНК до, например, Java Script. Любая другая точка зрения предполагает существование нематериального пространства. То есть мира духов, души, Небесной Руси и так далее.
То есть в этом споре ты стоишь на стороне Декарта, Дугина и Ганди. А я на стороне Фейгенбаума, Анила Сета и Поппера. То есть я последовательный материалист. А ты идеалист, пытающийся замаскировать картезианский дуализм, используя модные научные термины..
Всякое отдельное от объективного мира сознание - это ничто иное, как душа. Людям трудно отказываться от привычных религиозных концептов. И они их переназывают и переопределяют. Сегодня очень многие произносят слово "сознание", вкладывая в него значение "душа".
Для них сознание - это некоторая флюидная и самостоятельная сущность, существующая отдельно от "объективного мира" и даже противопоставленная ему.
В действительности же сознание это просто один из идущих в объективном мире вычислительных процессов. И этот процесс так же объективно существует, как, например чуня, юбка или прыщ на жопе.
АТ: так это ты, выходит, платоновец. Раз язык существует объективно, то и деньги существуют объективно, и боги тоже, видимо. Если в мозгу есть механизмы, обслуживающие работу языка, это ещё не доказывает объективность существования языка. Они могли бы и что-нибудь другое обслуживать с тем же успехом. Но я не утверждал, что язык существует субъективно. Кроме "объективно" и "субъективно" есть ещё варианты. Язык существует интерсубъективно, как и прочие перечисленные идеи (деньги, боги). То есть в коллективном сознании людей. Как некая договоренность. Типа "цирк" пишем через "и", а цыган через "ы".
В твоей интерпретации объективного существования, объективно существует Всё. Поэтому само противопоставление объективного, субъективного, интерсубъективного теряет смысл. Это победа слишком дорогой ценой.
ВК: Ну "колективное сознание" это уже чистое Царство Божее. У него даже носителя то нет. И технически существовать оно не может, поскольку сознание - это поебта имеющая сраный нейронный коррелят. И общность людей никакого общего сознания создать не способна. Люди - это не нейроны.
В общем ты, как заезженная пластинка, продолжаешь порождать концепт "альтернативы материальному" и называть его разными как бы умными словами.
Дело в том, что само разделение на объективное и субъективное (и уж тем более на интерсубъективное) - это такое же заблуждение, как боженька или русский мир. Есть только один мир, который по сути представляет собой огромный и сложный вычислительный процесс.
И все подпроцессы большого процесса, включая заблуждения и фантазии качественно эквивалентны общему процессу. Выделять для них особое пространство - значит впадать в дуалистическую шизофрению и уподобляться немецким философам 19го столетия с их "психическими энергиями" и прочими сефирами.
Любое религиозное или же философское заблуждение - это такая же по сути ложная гипотеза, как, например, ошибочная гипотеза об отсутствии ямы в траве. Просто эти ложные гипотезы генерятся в разных зонах вычислительного процесса в твоём мозгу.
Гипотеза об отсутствии ямы приводит к тому, что люди ломают ноги. Гипотезы о боженьке к нищете, к невежеству и смертоубийству. То есть ошибочные вычисления отличаются от справедливых только последствиями для той области в которой вычисления идут. В обсуждаемом случае для человеческого ума. И нет ни одного признака, который хоть как-то отличал бы гипотезу о боге от гипотезы о яме.
В общем любое внематериальное пространство ничем не отличается от мира духов и теней.
Отказ же от вопиюще нелепых концептов, наподобие "интерсубъективности" - это просто уборка в квартире. Я выношу на помойку ущербные и необоснованные концепты и всё проясняется.
Это кстати обычная гуманитарная привычка захламить себе голову разной ёбанью от "ноосферы" и "коллективного бессознательного" до модного "панпсихизма", а потом сидеть, трястись над всей этой интеллектуальной ветошью, и не иметь возможности из дома выйти, чтобы пожрать купить. Поскольку вся эта нелепая дрянь давно уже заблокировала дверь.
Содержание текста
-
О понимание
иллюзия разумного присутствия
Абсолютный Субъект
Майкл Грациан "Наука Сознания. Современная теория когнитивного опыта"
Инфантильность, предприимчивость и выученная беспомощность
Неконтролируемая меметика
На смерть Бруно Латура
Инфляция лояльности
Лечение русских запахом пота
О тайном и явном
Труп Порутчика Ржевского
Индуцированное беспамятство
О “честном бизнесе”
Две причины
Пещера Платона
Пещера Платона (диалог)
Массаракш
Дети кукурузы и порог Данбара
My crowded room
О снах
О важности “порога сознания”
Дурак и небинарность
О безначальности
Кодекс и чувство
Первая асимметрия или Галактика в Поясе Ориона
Кто виноват?
О павианах
Неудержимый агент
Ванильная лоботомия
Психологи и энергия
Кесарь и демократия
Детерминирована ли вселенная?
Бедный Бог
Скромность vs самоуничижение
Колодец и маятник
Интеллект и страсть к удовольствиям
Порно-патриотизм
Лояльность и каннибализм
У Лукоморья
Гиря говномера
Архитектура и ризом
Про QIWI
Програмное заявление
Диалог двух отшельников
О брезгливости
Почему мы затворники?
Сахарофобия
Нищета и разделение труда
Оплеуха Картезию
7 смертных грехов
Два триггера
О художественности русского лоялизма
На смерть пианиста
Что случилось вчера на рынке?
Пантеизм и панпсихизм. Письмо Олегу Пащенко
Метафизика и смутная поебень
Нездоровая ситуация
Что такое эта ваша Камала Харрис?
Что не так?
Один в поле
Безальтернативные установки
Трудная проблема
Время интеграторов
О “настоящем” творчестве и “творческих союзах”
Луддизм и Labubu
Хорошие мальчики
Патриот
Автоматизм
Нам пора, а вы умрёте
О выборе метода
О страдании в отпуске