Кодекс и чувство
Существует два, по сути взаимо-противоположных явления. "Мораль" и "нравственность". Мораль базируется на формализованном кодексе. Скажем на христианском катехизисе. Мораль создает в обществе больше проблем, чем самый разнузданный крайм.
Моральный кодекс - всегда искусственный. Как правило, он создается подлецами для управления дураками.
"Нравственность" - это не формализованная конструкция. Это чувство. Нравственное чувство. Своего рода этическая интуиция. То есть это буквально интуитивное понимание того, как именно следует в той или иной ситуации поступить.
То есть благородные, независимые люди руководствуются нравственным чувством. Всякая стайная нечисть - моралью. Мораль и нравственность не могут сотрудничать. Ни при каких обстоятельствах. Хотя всякий моралист будет утверждать, что именно его мораль нравственна.
Часто бывает, что моральный кодекс создаётся "в помощь" нравственному чувству. То есть формулирующие свод моральных принципов дураки искренне верят в то, что если эти принципы будут соблюдаться буквально, жизнь станет лучше.
Если моральный свод пишут подлецы, то они, понятное дело, не верят в разную чепуху. Потому моральные кодексы, написанные подлецами всегда логичнее и вообще "лучше", написанных дураками. Скажем "Бусидо" много умнее и юзабельнее "Краткого катехизиса для девочек".
Однако, как только "моральный кодекс" оказывается "отлит в бумаге", он начинает конфликтовать с нравственным чувством. Так происходит потому, что человеческий мир очень динамичен. Люди меняют свою среду обитания очень быстро и этические ситуации, которые эта среда генерит стремительно усложняются. Моральный же кодекс предполагает неизменность содержащихся в нём принципов.
Ланселотом движет нравственное чувство. Дракон генерит мораль, чтобы держать в узде своих вассалов. Блатные понятия - это тоже форма морального кодекса. Так же примерами моральных кодексов будут принципы любой актуальной "повестки".
Содержание текста
-
О понимание
иллюзия разумного присутствия
Абсолютный Субъект
Майкл Грациан "Наука Сознания. Современная теория когнитивного опыта"
Инфантильность, предприимчивость и выученная беспомощность
Неконтролируемая меметика
На смерть Бруно Латура
Инфляция лояльности
Лечение русских запахом пота
О тайном и явном
Труп Порутчика Ржевского
Индуцированное беспамятство
О “честном бизнесе”
Две причины
Пещера Платона
Пещера Платона (диалог)
Массаракш
Дети кукурузы и порог Данбара
My crowded room
О снах
О важности “порога сознания”
Дурак и небинарность
О безначальности
Кодекс и чувство
Первая асимметрия или Галактика в Поясе Ориона
Кто виноват?
О павианах
Неудержимый агент
Ванильная лоботомия
Психологи и энергия
Кесарь и демократия
Детерминирована ли вселенная?
Бедный Бог
Скромность vs самоуничижение
Колодец и маятник
Интеллект и страсть к удовольствиям
Порно-патриотизм
Лояльность и каннибализм
У Лукоморья
Гиря говномера
Архитектура и ризом
Про QIWI
Програмное заявление
Диалог двух отшельников
О брезгливости
Почему мы затворники?
Сахарофобия
Нищета и разделение труда
Оплеуха Картезию
7 смертных грехов
Два триггера
О художественности русского лоялизма
На смерть пианиста
Что случилось вчера на рынке?
Пантеизм и панпсихизм. Письмо Олегу Пащенко
Метафизика и смутная поебень
Нездоровая ситуация
Что такое эта ваша Камала Харрис?
Что не так?
Один в поле
Безальтернативные установки
Трудная проблема
Время интеграторов
О “настоящем” творчестве и “творческих союзах”
Луддизм и Labubu
Хорошие мальчики
Патриот
Автоматизм
Нам пора, а вы умрёте
О выборе метода
О страдании в отпуске