Почему мы затворники?
То есть ситуация в которой люди неглупые избегают общения - это не мифологическая ситуация. Это жестокая реальность. О ее биологических предпосылках вы можете прочитать у нейрологов, я же хочу рассказать о наблюдаемой мной лично логике, приводящей к моей собственной самоизоляции.
Когда я был юным и глупым, у меня было очень много друзей. Хуже того, я был коневодом и лидером подросткового комьюнити. Я возглавлял рок-группу. С тех пор прошли годы. Я живу один с попугаем среди ферм и болот. На окраине волшебного тропического леса.
Мой любимый человек живёт от меня в семи километрах. На берегу моря. Мы видимся каждый день, и я надеюсь, что мы любим друг друга. Я то уж точно люблю её. Но мы живём порознь. Такие дела.
Так что же такого страшного в других? Почему “другие - это ад”? Я постараюсь дать ответ не в научном ракурсе, а в виде личной рефлексии.
На мой взгляд то, что называется “осознанным поведением” состоит из двух частей. Первая часть - это умение рассчитывать последствия поступка. Вторая - это умение замечать то, что ты делаешь. То есть отмечать совершонные тобой поступки в сознании.
Высокое умение рассчитывать поступок вовсе не всегда означает высокий интеллект. Скорее даже наоборот. Человек умный и развитый глубоко вовлечен в потребление разного сложного контента. Он читает, смотрит сложное кино, слушает необычную музыку. Часто он ещё и производит контент. Вот, как я сейчас например. Человеку умному просто жаль тратить ресурсы на расчёт своего брутального социального поведения.
На кой ляд я буду без конца размышлять о том, что обо мне думают, и что против меня замышляют Яша и Джон? Если эти ребята будут где-то там, а я здесь, я смогу освободить ресурсы, которые я тратил на их обсчет для куда как более интересной мыслительной работы. И это первая причина того, что головастые chappy редко посещают вечеринки.
Второй причиной того, почему я предпочитаю держаться от тусовки подальше является так называемая “осознанность”. Осознанность - это специфическая форма рефлексии, противостоящая автоматическому поведению.
Можно совершать поступки быстро и реактивно. И тогда ты не будешь понимать того, что ты делаешь. Но ты будешь делать очень многое и очень быстро. Подавляющее большинство людей именно так себя и ведёт. Они постоянно то атакуют друг друга, то парируют атаки, совершенно не замечая того, что именно они делают.
Они не замечают этого за собой и точно так же они не замечают этого за другими. Таков у них обычай. Не замечать этого. Если кто-то заметит нечто подобное, он будет отлуплен и выблеван из сосаети.
Со стороны это всё выглядит очень скверно. Представьте себе, что множество людей украдкой от других и от самих себя мажут друг друга дерьмом. Они уже все в дерьме. Но они не осознают этого.
Давайте я приведу вам жизненную иллюстрацию описанного выше. У нас с Анжелой есть знакомый парень. Не злой, но очень не умный и крайне не развитый. То что называется “простой парень”. Он, видимо, ещё в юности усвоил пословицу “помолчи, за умного сойдешь”. Поэтому с тех пор он всегда молчит. Даже на самых богатых общением вечеринках этот парень сидит в углу и пырится в одну точку. Он вообще всегда пырится в одну точку. Читать он не приучен, и он верует в то, что гаджеты в больших количествах вредны для ума. Такой вот впечатляющий нонсенс.
Так вот, я всего лишь дважды слышал, как этот парень подаёт голос. И всякий раз он говорил что-то такое из-за чего все окружающие его люди ссорились. Он совершал очень точную и рассчитанную манипуляцию, ввергая значительно более развитых, нежели он сам людей в изнурительное и неприятное противостояние.
Какой-нибудь Стивен Кинг предположил бы в этом парне опасного психопата. Но нет. Он не психопат. Он слишком глуп для этого. Поведение психопата полностью осознано. Он рассчитывает человеческие отношения, как шахматную партию. Холодно и очень часто успешно. Этот же дурень действует совершенно автоматически, и постепенно влезает в своей жалкой жизни во всё большую жопу.
Сначала мне было его жалко. Я даже пытался помочь. Но применять к такого сорта существу эмпатию - всё равно, что пытаться погладить скунса. Он непременно, неотвратимо и совершенно нерефлексивно тебя обоссыт. И тебе придётся вонять, пока запах не выветрится.
Второй момент. Мы с Анжелой, грешным делом производим сравнительно много “превосходного”. То есть мы делаем всякое, на которое другие никак не способны. Мы этим и зарабатываем. Например я пишу неплохой код, а это мало кто умеет. И мы так развлекаемся. Например мы любим вместе порисовать на досуге или сочинить свежую историю про Октопусика.
Подавляющее большинство людей чувствует себя неприятно в присутствии производителей “превосходного”. Они ощущают, что этот поэт, художник или же кодер делает что-то, на что они в принципе не способны и способны никогда не будут. Чтобы справиться с возникающим при этом чувством неполноценности, они действуют двумя путями.
Во-первых они стремятся унизить “превосходный” продукт. Недавно у нас гостил один простец. Так вот, для начала он донёс до меня ту идею, что ему совершенно не нравятся мои стихи, и, напротив, очень нравятся тексты некоторого другого поэта. Продолжил он сто ль же фундаментальной, сколь и слабоумной, критикой наших сказок про Октопусика.
Я решил проверить, что будет, если я подарю ему свою книжку стихов. Подарил. Он сделал вид, что несёт мою книжку к себе в нору, а сам бросил её за кресло-мешок в гостиной. Бросил таким способом, чтобы я нашел её не сразу, а когда найду, почувствовал бы максимальное унижение.
Надо ли говорить, что этот простец был совершенным и полным бездарем в литературе и в искусстве. Когда-то в юности он писал стихи и даже тусовался при “Вавилоне”. Через то он и попал ко мне в гости. Но писать он так и не научился. Да и вообще ничему научиться у него в его бессмысленной и катастрофически скучной жизни не вышло.
В последствии обсуждаемый простец полил говном буквально всё что увидел и попробовал в Таиланде. Он счел недостаточно хорошими здешние роти, пляжи, ананасы, бананы, леса, женщин, мужчин, погоду, наркотики и так далее…
Вы можете засомневаться. Вдруг простец видал в своей жизни что-то такое, что несравненно лучше увиденного у нас. Уверяю вас, что нихуя он в своей жалкой жизни не видел. Большую часть осознанной его биографии протекла в сраном Мордере, а сейчас он переехал на Кавказ. Кавказ он, к слову тоже говном поливает.
Если ничтожество имеет возможность безнаказанно сломать что-то ценное оно непременно это делает. Ведь именно ценное унижает того, кто ничего ценного создать не способен. Так и возникает “истребление превосходного”.
Здесь нужно отметить второй важный способ, который применяют ничтожества для защиты от осознания собственной ничтожности. Они “придают себе значимости”.
Ничтожества всегда опаздывают на встречи. То, что другие их ждут, делает их важнее в собственных глазах. Ничтожества не отвечают на звонки. По той же самой причине. Ничтожества практически всегда стараются говорить с теми, кого они ощущают выше себя свысока. И так далее и тому подобное.
Ничтожества само-собой много сильнее распространены в популяции, нежели кто-то ещё. Наш актуальный мир благоволит ничтожествам. Вообще, если в мире всё худо-бедно хорошо, выживать в нем становится легче и ничтожеств в нем становится больше.
Когда ничтожеств набирается критическая масса, они полностью оттесняют одарённых людей от управления, а то и просто их истребляют. А поскольку ничтожества бездарны, они очень скоро полностью ломают мир. Жизнь становится мерзкой и сложной. Популяция ничтожеств сокращается. Одарённые люди снова возвращаются к рулю и цикл повторяется.
Все так называемые “социальные правила” нацелены на то, чтобы ничтожествам было комфортнее тусоваться. То есть социальные правила построены так, чтобы истреблять наилучшее, совершать неосознанные манипуляции и прессовать “не таких” было как можно удобнее. Именно поэтому я однажды и перестал ходить на какие бы то ни было вечеринки.
Иногда я тоскую по компании. Ведь в юности, пока я был глуп, я много тусовался. Отсюда растёт ностальгия. Иногда люто хочется тусануться. Именно в этот момент полезно вспомнить, что как бы вы не крутились, в любом, даже самом прелестном обществе, вам придется столкнуться с двумя вещами. С неосознанной скунснёй и с самым прямым истреблением превосходного. Того самого превосходного, производством которого вы заняты в одиночестве.
Содержание текста
-
О понимание
иллюзия разумного присутствия
Абсолютный Субъект
Майкл Грациан "Наука Сознания. Современная теория когнитивного опыта"
Инфантильность, предприимчивость и выученная беспомощность
Неконтролируемая меметика
На смерть Бруно Латура
Инфляция лояльности
Лечение русских запахом пота
О тайном и явном
Труп Порутчика Ржевского
Индуцированное беспамятство
О “честном бизнесе”
Две причины
Пещера Платона
Пещера Платона (диалог)
Массаракш
Дети кукурузы и порог Данбара
My crowded room
О снах
О важности “порога сознания”
Дурак и небинарность
О безначальности
Кодекс и чувство
Первая асимметрия или Галактика в Поясе Ориона
Кто виноват?
О павианах
Неудержимый агент
Ванильная лоботомия
Психологи и энергия
Кесарь и демократия
Детерминирована ли вселенная?
Бедный Бог
Скромность vs самоуничижение
Колодец и маятник
Интеллект и страсть к удовольствиям
Порно-патриотизм
Лояльность и каннибализм
У Лукоморья
Гиря говномера
Архитектура и ризом
Про QIWI
Програмное заявление
Диалог двух отшельников
О брезгливости
Почему мы затворники?
Сахарофобия
Нищета и разделение труда
Оплеуха Картезию
7 смертных грехов
Два триггера
О художественности русского лоялизма
На смерть пианиста
Что случилось вчера на рынке?
Пантеизм и панпсихизм. Письмо Олегу Пащенко
Метафизика и смутная поебень
Нездоровая ситуация
Что такое эта ваша Камала Харрис?
Что не так?
Один в поле
Безальтернативные установки
Трудная проблема
Время интеграторов
О “настоящем” творчестве и “творческих союзах”
Луддизм и Labubu
Хорошие мальчики
Патриот
Автоматизм
Нам пора, а вы умрёте
О выборе метода
О страдании в отпуске