Евгения Риц — исключительно красивая фигура в актуальном поэтическом ландшафте. Эта самобытная и естественная красота.
Чаще всего современного поэта портят две вещи. Поза и стремление к актуальности. Поэт пытается стоять изящно и при этом хвататься за повестку. Разумеется, выглядит он при этом скорее нелепо, нежели как-то ещё.
Поза, в которой стоит Евгения, исключительно органична. Это необычная поза, яркая и специфическая. Однако эти яркость и специфичность природны. Не думаю, что Евгения хоть в какой-то степени напрягается для того, чтобы поддерживать свой образ. Он у неё выходит сам собой. Что это за образ, я рассказывал как-то в большой статье, поэтому не стану тут повторяться.
С актуальностью у Евгении дела обстоят примерно тем же образом. Она вообще не замечает повестку. Евгения искренне актуальна. То есть она на самом деле говорит о вещах, которые в данный текущий момент трогают меня лично. Она рисует образ поколения, к которому я принадлежу. Создаёт атмосферу, в которой мне комфортно. Высказывает соображения, которые я не могу не разделить.
Почему я очень хотел, чтобы Евгения получила эту премию? Во-первых, потому что книга «Она днём спит» представляется мне сияющим шедевром. А шедевр должен быть замечен и поощрён. Иначе в следующий раз он может и не возникнуть.
В известном смысле Евгения великолепный образец для подражания. Её тексты читать интересно. То есть это стихи, которые читают не из потребности находиться внутри литературной традиции, а ради удовольствия. Это отчётливые, умные, смелые и непредсказуемые тексты. В них есть стиль и в то же время им свойственна яркость.
То есть в моей системе ценностей поэзия Евгении — это своего рода эталонное явление. На таких эталонах следует строить литературные школы. Ну или, по крайней мере, демонстрировать их пишущей молодёжи в качестве хорошего, правильного образца. Чтобы учились говорить. Говорить стильно, ярко и самостоятельно.